Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа (псалом 54 - "Внуши, Боже, молитву мою", псалом 23 - "Господня земля, и исполнение ея") и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы (псалом 7 - "Господи Боже мой, на Тя уповах", псалом 10 - "На Господа уповах") от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание сердца, и ты вскоре скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: сия измена десницы Вышняго (псалом 76 - "Гласом моим ко Господу воззвах", псалом 11 - "Спаси мя, Господи").
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Молитвы перед чтением

Молитвы после чтения

О чтении Псалтири за живых

О чтении Псалтири по усопшим


Псалтирь на Церковно-Славянском языке

 одним файлом в формате PDF.


Дополнительный материал по Псалтири


Псалмы и их главная мысль

(нажать на номер псалма для перехода)

В каждом псалме можно выделить главную мысль. По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:

Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150

Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 64, 67, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149

Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143

Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142

Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87

Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142

Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 128, 131, 143


о Псалтири

Псалтирион, по-гречески, — струнный музыкальный
инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к
Богу молитвенные песнопения. Сами песнопения получили поэтому название псалмов,
и сборник их стал называться Псалтирью. Псалмы  были  объединены в
одну книгу в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого
Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом,
учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор
Летописец (умер ок. 1114 года). Псалтирь впервые издана по-славянски
типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году. 

В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое
применение в богослужении. У христиан богослужебное употребление Псалтири
началось уже во времена апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16).
Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы
входят в состав почти каждого чина православного богослужения.

 

На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела
немаловажное, значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга
богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной
учебной книгой. 

151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом
содержится в греческой и славянской Библии.

Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно
к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе
Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее
за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм
(кафисм) каждая из которых делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды
читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».

От греч. «кафизо» — сижу. В древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после
псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о
пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений
возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во
время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный»)
перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для
разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом
«седальны».

Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и
вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой
недели (то есть седмицы, а Великим постом — дважды в течение седмицы). 

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой
молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная
новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего,
вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий
не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило
псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от
намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви
предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием
духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

 


О чтении Псалтири по усопшим

 

В Православной Церкви издревле существует
благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и
мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы
читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или
литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение
служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их
молитвы о нем к Богу. Порядок чтения Псалтири при этом такой: каждая кафизма
начинается молитвословием «Приидите, поклонимся...» (трижды); по каждой «Славе»
кафизмы читается молитва «Помяни, Господи Боже наш...», находящаяся в конце
«Последования по исходе души», и на ней поминается имя усопшего, а по окончании
кафизмы читаются Трисвятое по Отче наш, тропари покойны и положенная после
каждой кафизмы молитва. 

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий
благочестивый мирянин.